- Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.
- У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
- Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику.
- Одаренным детям нужны не только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
- Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.
- Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.
- Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.
- Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
- От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Ұзынкөл ауданы білім бөлімінің Пресногорьков жалпы білім беретін мектебі" КММ
КГУ "Пресногорьковская общеобразовательная школа отдела образования Узункольского района" Управления образования акимата Костанайской области |
|
---|
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Ұзынкөл ауданы білім бөлімінің Пресногорьков жалпы білім беретін мектебі" КММ
КГУ "Пресногорьковская общеобразовательная школа отдела образования Узункольского района" Управления образования акимата Костанайской области
МЕНЮ